Нужны ли школе основы религиозной культуры?
5 сентября 2006 года

Вопрос о том, должна ли в российской государственной школе преподаваться религия, назрел. Движение началось не вчера, оно пользуется явной поддержкой местных властей во многих регионах. В Курской области “основы” преподают в школах с 2003 года, на Смоленщине - уже пять лет, в Московской области - шесть лет. Совет муфтиев России, в свою очередь, намерен поставить перед властями вопрос о преподавании “Основ исламской культуры”.

В Совете муфтиев готовят специальный учебник по этому предмету и намерены добиться его преподавания в “районах компактного проживания мусульман” - в том числе в Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Саратовской и ряде других областей России. А что думают по этому поводу наши земляки? Мы попросили ответить на вопрос: “Нужно ли преподавать основы православной и исламской культуры в школах республики?” священнослужителей, педагогов, родителей. Священник Никольского кафедрального собора протоиерей Иоанн (Барсуков): - Могу ответить с точки зрения жителя России, что в этих уроках я не вижу ни шовинизма, ни дискриминации какого-либо другого народа. Например, в Москве живет множество разных диаспор, и там есть национальные школы - например, турецкие, армянские, еврейские, где ребята углубленно изучают историю, культуру и религию своего народа. Кому от этого делается плохо? Наша история тесно связана с религией. Когда мы вспоминаем Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Ломоносова, Федора Достоевского, Троице-Сергиеву Лавру и Соловки, мы понимаем, что эту часть истории невозможно отделить от православия. Поэтому азы знаний по предмету “основы православной культуры” (не Закона Божьего, эти предметы не надо путать!) надо закладывать в раннем возрасте. Надо воевать за души людей, чтобы они не стали добычей тоталитарных сект, которые уродуют судьбы. Валиулла-хазрат, заместитель муфтия Татарстана: - На взгляд мусульманских священнослужителей, религия должна присутствовать в школе, с этим мы не спорим. Нас не устраивает позиция РПЦ, которая пытается ввести монопольное присутствие православия. Для России, где традиционно соседствуют четыре основных конфессии, это никак не подходит и ни к чему, кроме обид и распрей, не приведет.

Мы за то, чтобы в школьных программах мировые религии появились “в одной обложке” как единый курс “История культурных традиций четырех мировых религий”. Причем занятия должны вести не священнослужители, а светские преподаватели. К примеру, в КГУ готовят религиоведов, еще в 30 вузах страны ведется подготовка по этой профессии. Есть и еще один вариант: можно подготовить практикующих учителей в институтах повышения квалификации, например, на курсах при Институте развития образования Минобраза РТ. Решение о введении такого предмета должно приниматься законодательно на федеральном уровне. Когда же начинают на местах вводить какие-то предметы явочным порядком, это не дело.

Инна БОГУСЛАВСКАЯ, доцент Института развития образования РТ: - Во всех мировых религиях заложены духовные ценности, накопленные человечеством. Любая религия - памятник высокой духовности, и преподносить мировые религии детям нужно именно как пласт общечеловеческой культуры. Но при этом важно не сбиться к преподаванию собственно религии - для этого есть воскресные школы при храмах. Сейчас, когда возможность введения подобного курса обсуждается всерьез, важно подойти к делу продуманно и серьезно.

Прежде всего надо озаботиться кадровым, методическим, идеологическим обеспечением. Надо подготовить преподавателей для новой дисциплины. Это не просто, ведь предмет - на стыке религиоведения и искусствоведения. Преподаватели, безусловно, должны быть людьми светскими, иначе волей-неволей они будут тянуть одеяло на себя. Никакой штурмовщины - сегодня - решили, завтра - ввели быть не должно. Иначе, как это уже случалось не раз, все свалится на бедного классного руководителя, который начнет проводить далекие от совершенства беседы. А ведь речь идет о душе ребенка, очень важно, кто и на каких ценностях будет ее воспитывать. Я бы вообще пошла по такому пути: организовала телеканалы, на которых передачи для юношества будут вести знатоки религии и искусства, а также те наши соотечественники, которые являются совестью нации.

Венера КАЙСЫРОВА, мать двоих школьников: - Я считаю, что нужно изучать историю и культуру всех мировых религий, а не только православия и ислама. Как можно обойтись без католицизма, протестантства, буддизма, когда их исповедуют в стольких странах? Главное, чтобы это делалось интересно и чтобы после этих уроков ребята разных национальностей дружили, а не ссорились. Пусть познакомятся с сутью разных учений, с историей их достижений и ошибок и убедятся, что все религии учат добру и миру. А если и велись религиозные войны, то это не от Бога было, а от злой воли и невежества тех, кто в это время возглавлял различные церкви. Это особенно важно понять теперь, когда террористы прикрываются религиозными лозунгами. Но не надо забывать, как перегружены сейчас наши дети учебой. Надо обойтись без дополнительных часов, может быть, сократить какие-то программы.

Анна КОЧЕРГИНА, мать двоих детей: - Мне бы очень хотелось, чтобы мои дети не просто имели представление о православии, а с ранних лет приобретали основательные знания о религии, которая неразрывными нитями связана с Российским государством. Думаю, ничего предосудительного не произойдет, если не только русские, но и школьники других национальностей откроют для себя основы православия. Именно на этих занятиях может зародиться интерес к истории своей страны, которая богата событиями не только светского характера.

* * * К сожалению, нам не удалось узнать, что думают по этому поводу в Министерстве образования и науки РТ. Когда мы обратились к специалистам, курирующим эту тему, они сообщили, что в министерстве действует приказ, по которому ни один сотрудник не имеет права высказываться без разрешения первых лиц. Мы от души посочувствовали беднягам. И задались вопросом: о какой демократизации школы может идти речь, если вполне ответственные лица, курирующие определенные направления, не вправе свободно поделиться своими соображениями с представителями прессы?

"ВиД"